Прицеливание - Определяется расстояние до цели. Для этого можно использовать:
- Дальномерную шкалу, которую имеют многие прицелы. (см. ниже)
- Дальномер. Для него необходимо иметь батарейку (берётся в ящике с амуницией). Беря дальномер выкладываем бинокль - лишний вес. Использование дальномера:
- нажимаем B (как активировать бинокль),
- правой кнопкой мыши подносим к глазам,
- нажимаем R - заряжается батарейка (надпись в правом верхнем углу станет из красной зелёной, и ниже центра экрана появится азимут цели),
- наводим центр экрана на цель и нажимаем левую кнопку мыши - включится дальномерный лазер и через несколько секунд чуть правее азимута появится дистанция до цели.
Имеются 2 дальномера: 1-й весит столько же сколько бинокль; 2-й весит ~9 кг, но имеет зум (клавиши + и - на правой клавиатуре), ПНВ, и является целеуказателем для авиации (наводим на цель, вкл./выкл. лазера однократным нажатием мышки). - Карта. В крупном масштабе 1 квадрат сетки карты равен 100 метрам, в мелком масштабе равен 1 км. (об см. видео выше).
Можно использовать линейку (в ящике амуниции называется "инструменты для карты"). - Нужно передвинуть её на своё местоположение на карте, затем повернуть левой кнопкой мыши и зажав левый shift, так чтобы азимут на линейке соответствовал направлению на цель, затем измерить расстояние до цели по боковой шкале линейки (одна из шкал измеряет в метрах, другая в западной системе измерения). - Также можно измерить расстояние "на глаз" при определённом навыке игры. Когда никого нет сделать несколько пристрелочных выстрелов. Можно отрегулировать прицел, или запомнить на сколько делений прицельной шкалы надо будет сделать поправку при стрельбе по этому участку местности. Необходимо учесть, что выстрелы слышны на большой дистанции, могут демаскировать стрелка и всю команду, mhq, встревожить цель.
- В игре имеется серьёзная баллистическая модель полёта пуль. Например, стрельба из "винтореза" дальше 400м малоэффективна, поскольку пуля просто круто падает и на каждые 50 метров дальности надо делать всё более крутую поправку. Можно учитывать также разницу высот стрелка и цели.
- Поправка на ветер. Измерить ветер можно используя инструмент Kestrel 4500 (см. видео выше). Грубо измерить направление ветра можно нажав shift+K - появится значок флюгера в левом верхнем углу. Обычно в игре ветер слабый, при стрельбе до 300-400 метров можно его не учитывать. При стрельбе на большие дистанции пулю может сносить в сторону на 1-2 деления горизонтальной шкалы. Можно скорректировать прицел клавишами курсора - влево/вправо.
- SHIFT+V открывает окошко настройки прицела с таблицей.
- Настройки прицела сохраняются после возрождения. Т.е. если до смерти прицел был настроен на стрельбу 800 метров и с поправкой на ветер, а после возрождения целимся по цели на расстоянии 150 метров - корректируем прицел, иначе пуля улетит в сторону и только встревожим цель.
- Используем сошки (SHIFT+пробел). Имеются на большинстве снайперских винтовок и пулемётов. Особенность игры - после перезарядки оружия надо снова ставить его на сошки. С сошками можно вести достаточно точную стрельбу даже будучи раненным, когда прицел трясёт. Оружие также можно опирать на различные объекты.
БоеприпасыВинтовки начального уровня имеют малый размер магазина и убойность пули. Поэтому берём рюкзак и набираем в него боеприпасов. Рюкзак выбираем по критерию маскировки соответственно местности, а не его вместимости. На сервере есть возможность спрятать рюкзак: выбираем рюкзак в инвентаре и жмём кнопку "на спину" - рюкзак перемещается на слот ниже и визуально со спины исчезает (забавно, но он и так был на спине :D ).
ЭкипировкаНа сервере есть возможность взять второе оружие на спину. Поэтому не нужно таскать со собой пистолет или Узи в слоте пистолета. Берём ПП с глушителем и 1-2 обоймы к нему. Брать вторым оружием автомат не вижу смысла - он более шумный, и для близкого боя предпочтительней мобильное оружие с высокой скорострельностью, малой отдачей, и высоким останавливающим действием пули.
SHIFT+1 быстро переключает оружие. На некотором оружии можно переключить тип прицела, на прицел для ближнего боя
( [/] на правой клавиатуре). Берём пару гранат. На случай диверсий можно взять с собой мины, взрывчатку (вес ~9 кг, для уничтожения например техники или mhq врага), дым./ослепляющие/газовые гранаты. Необходимо взять медикаменты: обязательно морфин и давящие повязки, 1-2 бинта; медпакет не нужен (вес ~1 кг), адреналин тоже нельзя использовать на себя.
МаскировкаНЕ СТРЕЛЯЕМ ОТ MHQ, выстрелы снайперки слышны издалека. Стараемся держатся в тени. При стрельбе из зданий стреляем из глубины помещения, не маяча у окна, однако не всегда это возможно ибо надо на что-то упирать винтовку. Передвигаться за склоном холмов и другими укрытиями. Стрельба из-за кустов не рекомендуется, особенно при игре против ботов - они видят сквозь кусты и стреляют без промаха. Прятаться надо за твёрдые укрытия и стрелять по возможности из-за правой их стороны, поскольку оружие держится у правого плеча. Зрение устроенно так что замечает в основном движение, и во второую очередь контраст цветов и формы объектов, опознавание объекта происходит позже через несколько секунд. Поэтому осматриваемся не просто поворотами мышки - это двигает всё тело, а держа кнопку
Alt - при этом поворачивается только голова, это можно делать и смотря в оптику. Когда снайпер обнаружен и под огнём, первым делом надо перекатится в укрытие и только потом соображать откуда стреляли, далее надо либо менять позицию, либо перезарядив оружие рискнуть подавить стрелка, переждав несколько секунд пока у него кончится обойма или он отвлечётся. Перезарядку по возможности делать перекатившись в укрытие, ибо после начала перезарядки в игре невозможно её отменить и двигаться. Если укрытие слабое и обстреливает бот - надо убегать не останавливаясь под прямым углом к нему - боты не умеют стрелять на упреждение. Если обстреливает человек - бежать лучше зигзагом. Можно попробовать кинуть дым, но он привлечёт общее внимание и данная позиция может запомнится врагам, они будут туда поглядывать и в дальнейшем. После 2-3 смертей снайпера или его цели, возвращаться на туже позицию нет смысла, об этой позиции противник наверняка уже сообщил всей своей команде.
Основные прицельные сетки - НАТО - Mil-Dot. Прицел многих НАТОвских винтовок и чешской CZ550 имеет зум. (Зажатие правой кнопки мыши или + на правой клавиатуре.)
Определение расстояния по прицельной шкале M24:
- Российский ПСО. Цифры на дальномерной шкале означают сотни метров (гектаметры).
У СВД верхний угольник для дистанции 300-400м может отсутствовать.
Есть споры, что в игре имеется неточность в дальномерной шкале - в расчёт берётся фигура ростом 1.5-1.6м, а в реале в ПСО используется 1.7м, но для игры это не существенно.
У "винтореза" ("Вал" с ПСО) прицельные угольники рассчитаны на дистанцию до 500 метров. По угольнику выше перекрестия прицела ведётся стрельба на прямой видимости - до 200 метров.
Примерно такая же прицельная шкала ПСО на автоматах.
- Российский прицел УСП-1 (1П29). Считается, что он конструктивно крепче ПСО и имеет лучший обзор. Шкала не имеет дополнительных угольников для прицеливания. Для измерения расстояния до цели используется дальномерная шкала, после чего калибруется дальность прицела (кнопками курсора).
автор статьи: cyber-soldier